Сегодня поразмышляем о рерайтинге. Без этого модного словечка, зачем-то (видимо для «пущей важности») позаимствованного у западных «гуру» вместе с целым комплектом других терминов, — типа «коучинг», «вебинар» и т.д., — не обходится сегодня наверное ни одно «пособие о заработке больших денег в Интернете»…
Рерайтинг (иногда можно встретить термин «реврайтинг«, что тоже вполне обоснованно, так как к слову «врать» отношения не имеет, но происходит от термина rewrite , означающего в глагольной форме на классическом английском — «переписывать», а на американском — также «перерабатывать, переделывать») — согласно Википедии — это «особый вид копирайтинга, при котором для создания уникального текста используется пересказ уже существующей новости, статьи или любого иного источника. При этом применяется использование синонимичных слов и перевод прямой речи в косвенную«.
Это определение из Википедии я, пожалуй, уточнил бы, и дал бы этому явлению собственное шутливо-ироничное определение:
Рерайтинг — это переписывание имеющегося и уже кем-то созданного текста другими словами, цель которого — избежать уличения в нарушении авторских прав.
Это, конечно, шутка, но, как мы любили говаривать в студенческие годы, «в каждой шутке есть доля… шутки». И это именно тот случай.
В общем-то рерайтинг, сам по себе, явление не новое: этим делом «промышляют» в последнее время многие. Кому это нужно — понятно… К сожалению, в настоящее время в Интернете остается все меньше так называемых СДЛ (сайтов для людей), ну а ГС («говносайтов», — порталов, наполняемых контентом автоматически, в лучшем случае — путем импорта новостей и статей с других порталов, и создаваемых для различных автоматизированных способов заработка ) наоборот становится все больше.
Ситуация эта иногда кажется настолько бедственной, что большинство поисковых машин готовы принимать решительные карательные меры к сайтам, содержащим вторичный (неоригинальный, уже где-то ранее опубликованный) контент, ну а когда оригинального контента на сайте не обнаруживается совсем, то шансов оказаться в топе у такого сайта практически не остается, независимо от того, сколько десятков тысяч страниц было автоматически импортировано на него, и какими техническими ухищрениями при этом пользовались его создатели. Имеется в виду, конечно, относительно стабильное положение в топе, а не то, что предлагае большинством СЕОшников-недоучек, -взлет в топ на пару-тройку суток за большие деньги и черными методами, с последующим пожизненным баном.
И поэтому владельцам сайтов, думающих всерьез о своих проектах, остается одно: искать действительно оригинальный контент, — оригинальный хотя бы формально, по внешнему виду. Это значит, что сайтовладельцу приходится либо писать статьи самому, (как вариант — покупать их у профессиональных копирайтеров, что обходится порой не дешево), либо публиковать переписанные другими словами статьи, обманывая тем самым поисковики, которые, как ни крути, все же остаются роботами, и при оценке содержания материалов пользуются словарями и алгоритмами, а не идеями и концепциями.
Как бы там ни было, мы не будем давать здесь моральную оценку такому явлению как рерайтинг в веб-дизайне, и не собираемся классифицировать его как мошенничество (хотя и отнесли данную заметку к рубрике «Беды Интернета»), но отметим лишь, что оно (явление сие) существует и соответственно, имеется экономическая база для заработка на нем. А значит — можно и зарабатывать, и с этой позиции никакого мошенничества в этом явлении, как таковом, нет. Хотя, есть свои особенности и опасности.
Если вы хорошо (или хотя бы сносно) пишете (то есть умеете формулировать мысли грамотно и разнообразно), и хотите попробовать заработать на этом, то основные опасности, с которыми вы можете столкнуться — это либо банальный обман (то есть отказ от оплаты честно выполненной работы), либо эксплуатация вашего таланта за мизерную плату.
Последним занимаются некоторые сайты (биржи рерайтинга), пользуясь неосведомленностью обитателей Интернета. Бывают и частные предложения на порталах фрилансеров или форумах, где за рерайтинг материала в 1000 знаков предлагается заплатить… 10 рублей, что унизительно мало за такую работу. Еще более унизительными являются предложения некоторых бирж рерайтинга, — например один такой сайт (не буду называть его здесь) предлагает заплатить… 20 американских центов (то есть около 5-7 рублей) за переписывание статьи, содержащей 3000 символов. Это можно назвать разве что издевательством, поскольку расценки на простую перепечатку могут быть выше, да и просто посчитайте: даже для того, чтобы перепечатать 3000 символов (почти две машинописных страницы) без ошибок и опечаток потребуется не менее 10-15 минут (во всяком случае мне). На переложение такого объема своими словами нужно будет потратить около часа, если конечно не «халтурить». Причем это будет час напряженной умственной работы. На некоторых серфинг-порталах можно за час без особого напряжения заработать и тут же вывести до 10 рублей, — при этом работа абсолютно не связана с умственными затратами, не требует ни малейшей квалификации, и может вообще выполняться между делом, во время развлечений, — просмотра телевизора, например. Не удивительно, что на упомянутом портале на обозрение пользователей выставлены вот такие курьезные правила:
Составитель этих правил (он же видимо и владелец портала) явно не дружит с русским языком, но вот что интересно: именно этот «грамматей» будет оценивать качество работы, и может, между прочим, может не заплатить вам вообще, — даже этих унизительных двадцати центов за статью, — сославшись на то, что статья переписана коряво или неграмотно. Вот и поспорьте с этим знатоком русской грамматики потом, когда «начатие» вашей работы уже завершилось, а от «ответственности» вы не освобождаетесь… 🙂
Избежать банального обмана, когда заказчик не платит за качественно переписанный материал, можно либо путем использования надежного и проверенного посредника (которому передаются деньги заказчиком и который решает — была ли работа выполнена), либо, — если работа проводится без посредников, — путем оплаты этой рабюоты хотя бы с кодом протекции (что возможно в некоторых электронных платежных системах, таких как WebMoney или «Яндекс.Деньги». Механизм таков: заказчик переводит деньги исполнителю с кодом протекции, равным сроку исполнения работы, увеличенному на несколько дней, и когда исполнитель предоставляет выполненную работу, заказчик сообщает ему код протекции. Конечно, это не дает полной гарантии исполнителю, что заказчик сообщит ему код протекции, но это дает исполнителю время для обжалования действий заказчика в случае претензий. Если работа оформлена надлежащим образом (то есть имеются подтверждения договоренности) и если работа сдана в срок, то у исполнителя есть шансы получить свои деньги, — например, через Арбитраж.
Если вы хотите не заработать на рерайтинге, а наоборот — найти исполнителя для переписывания каких-то материалов для своих веб-ресурсов, то главное, чего следует опасаться — это аванса за «кота в мешке», — за работу, которая на поверку может оказаться результатом автоматизированной обработки с помощью какого-нибудь скрипта или программы-синонимайзера. Обычно в этом случае в тексте лишь меняются некоторые синонимы, переставляется порядок слов и на этом весь рерайтинг заканчивается. Подобных скриптов существует сейчас немало, и, соответственно, находится множество «великих писателей», которые не прочь ими воспользоваться.
Наиболее универсальная рекомендация для обоих сторон — использовать проверенных посредников, — например, такой сайт, как textsale и аналогичные ресурсы. Там можно не только всегда узнать актуальные расценки на подобную работу (чтобы не продешевить), но и воспользоваться услугами посредника, то есть работать в максимально защищенном режиме.