Можно ли противостоять пиратам в интернет-бизнесе?

пиратский флагЧто такое пиратство в Интернете объяснять никому не нужно. Использование нелицензионного программного обеспечения, и вообще кража чужих материалов с корыстными целями – широко распространенное явление в нашем регионе.

Владельцев лицензионных программ в России можно буквально пересчитать по пальцам. Можно сказать, что использование пиратских программ – чуть ли не “массовая традиция” и всеобщая практика.

Производители программного обеспечения, авторы обучающих материалов и других объектов интеллектуальной собственности пытаются как-то бороться с этим явлением, но пока не слишком успешно, а на территории России – вообще практически безрезультатно. Технические и административные методы малоэффективны, а взывания к справедливости и совести порождают лишь недоумение, поскольку принятые у нас “понятия” существенно расходятся с представлениями остального мира относительно того, что может считаться объектом собственности…

Кстати, из области курьезов: единственное, что хоть как-то способствует защите авторских прав в интернете на территории бывшего СССР – это наши специфические (и остальному миру обычно чуждые) представления о “крутизне”. Некоторые пользователи в России переходят в последнее время на лицензионное программное обеспечение из соображений престижа: это считается “круто” – продемонстрировать друзьям или коллегам висящую в рамочке лицензию на какую-нибудь недешевую программу, – например Photoshop или хотя бы Office

С информационной интеллектуальной собственностью дела обстоят еще хуже: стоит кому-то создать какой-нибудь мало-мальски ценный коммерческий информационный продукт, будь то просто полезная электронная книжка, или обучающий курс на базе видео-роликов, как эти материалы тут же копируют и начинают перепродавать по бросовым ценам многочисленные пираты и “интернет-гоблины”. Или же этот продукт вообще выкладывают в свободный доступ “борцы за всеобщее равенство и братство”, руководствующиеся прославленным лозунгом “всё поделить!

Многих авторов коммерческих инфопродуктов это сильно удручает, что легко понять: человек старался, работал, вкладывал душу, тратил время и силы, надеясь, что созданный им инфопродукт заинтересует каких-то покупателей и принесет ему не только моральное удовлетворение, но и материальную компенсацию затрат. Но уже через неделю его труды полностью обесцениваются, потому что продукт появляется на всех интернет-барахолках за копейки, а то и вовсе “условно бесплатно”, то есть в качестве бонуса за подписку или какие-нибудь другие сомнительные действия, типа “кликов и лайков”.

Бороться с пиратами административными методами, – то есть писать жалобы провайдерам, подавать иски в суд и т.д., – в России сейчас хлопотно и абсолютно неэффективно. Поэтому остается одно – защищать свои “нетленные творения” от нелегального использования.

Разумеется, стопроцентной защиты не бывает и быть не может. Как сказал один персонаж из старого всеми любимого кинофильма, “‘Ален ноа, ностра аллес!’, что означает, ежели один человек собрал, другой завсегда разобрать сможет”. Однако, в принципе возможно создание такой системы защиты, взлом которой становится нецелесообразным с точки зрения затрат, либо по каким-то иным причинам. Но все не так просто.

Проблемы защиты инфопродуктов.

Создание надежной и (как правило) многоступенчатой системы защиты неизбежно влечет за собой массу неудобств и ограничений как для автора, так и для легальных пользователей инфопродукта.

Например, читателя электронной книги, защищенной от пиратов, как минимум, лишают возможности распечатывать, копировать фрагменты текста, производить скрин-шоты, менять размеры окна и шрифта, пользоваться клавиатурой и открывать другие программы во время чтения, хранить информацию в буфере обмена, и т.д.

Кроме того, для запуска защищенной электронной книги или защищенного курса клиент должен проделать множество дополнительных “телодвижений” для получения ключа и осуществления процесса активации. При этом далеко не всем клиентам эта задача кажется тривиальной. Ну а раздражает она уж точно всех, – даже тех, у кого не вызывает  затруднения.

У автора также прибавляется проблем: приходится либо отправлять ключи активации в индивидуальном порядке, либо поддерживать на своих сайтах или на сайтах партнеров систему автоматизированной выдачи ключей (и Боже упаси, если она окажется недоступна какому-то клиенту в “час икс” по причине каких-то технических проблем).

К тому же, часть клиентов непременно столкнется с проблемами при самой активации, – ну не всем же так легко даются новые программы и интерфейсы с кнопочками, даже если этих кнопочек там всего две! И почти все клиенты абсолютно гарантированно потеряют ключ после переустановки системы.

Соответственно, все эти недовольства выливаются на автора, и ему приходится со этими проблемами разбираться. Хорошо, если у автора имеется команда тех-поддержки, которая быстро “разруливает” все эти проблемы. Но не все могут такое себе позволить.

Немного статистики для особо любопытных. Как-то я продавал одну свою электронную книгу, снабдив ее защитой от пиратов. Большая часть клиентов (это около 75%) смогла самостоятельно разобраться с процессом активации, но у оставшихся 25% возникли проблемы “различной степени тяжести”, в результате чего им понадобилась помощь. Двое из клиентов полностью отказались от активации, после нескольких безуспешных попыток, несмотря на уплаченные деньги! Что они после этого думают об авторе – неизвестно, но им, судя по всему, просто надоело активировать! Около 30% клиентов, – независимо от того, столкнулись они с проблемами при активации, или нет, – высказывали недовольства в различной форме: некоторые жаловались на то, что защита “грузит систему”, другие просто сетовали, что книгу нельзя распечатать или почитать на другом компьютере или гаджете. Эти негативные отзывы, разумеется, распространяются в интернете и недовольство клиентов существенно снижает рейтинг инфотовара и, как следствие, число продаж. При этом вовсе не факт, что ущерб от пиратства при отсутствии защиты всегда больше, чем такие вот финансовые потери от защиты.

И с подобными проблемами сталкивается абсолютное большинство создателей коммерческий инфопродуктов, о чем можно почитать на многих блогах российских коммерсантов и в их рассылках. Некоторые из них по этой причине полностью отказываются от какой бы то ни было защиты, предпочитая распространять свои инфотовары в открытом виде (например, в незащищенном формате PDF).

Хотя имеются и обратные прецеденты. Например известный предприниматель, программист и создатель популярных в Рунете бизнес-скриптов Вадим Ласто когда-то, лет 20 назад, распространял все свои продукты в свободном формате, – с открытыми кодами и без лицензий. В последнее же время все его скрипты кодируются и привязываются к чему-либо (как правило к домену, или компьютеру пользователя), что требует прохождения пользователем процедуры получения кода и активации продукта.

Так защищать инфопродукты или не защищать?

Думаю, что единого или универсального решения здесь нет и быть не может. Обе крайности, – как это часто бывает, – являются ошибочными. Все зависит от того, что за продукт вами создан, и на какую аудиторию он рассчитан.

Например, можно сказать, что скрипты Вадима Ласто рассчитаны на аудиторию с достаточно высоким интеллектуальным уровнем. И большая часть этой аудитории способна без особого труда пройти процедуру регистрации. (Если они не смогут даже этого, то скорее всего пользоваться скриптами они также не смогут). Поэтому вполне резонным кажется умеренная защита этих скриптов от массового пиратского распространения: ни автору, ни клиентам это не создает слишком много проблем.

Другое дело, если речь идет о какой-нибудь электронной брошюрке, не отличающейся особой оригинальностью и не содержащей каких-то реальных know how. Закрывать ее с помощью многоступенчатой системы защиты будет очень хлопотно: бОльшая часть потенциальных клиентов наверняка столкнутся с проблемами при активации, и с ними придется активно  и долго взаимодействовать, чтобы эту проблему решить. Учитывая, что число клиентов может быть большим, а стоимость продукта – низкой, возникает вопрос: а стоит ли игра свеч? И не проще ли действительно распространять такую брошюру в открытом виде, снабдив ее вместо “супер-пупер защиты”, например, обещанием о продолжении, реальными бонусами для легальных покупателей, или какими-то подобными “пряниками”, которые делают подобный продукт привлекательным не сам по себе, но лишь в руках автора?

Кроме того, если дополнить такой продукт еще и хорошей рекламой (например – в колонтитулах PDF-текста), то при его невысокой цене реальный ущерб от пиратов (в виде недополученной прибыли) скорее всего будет с лихвой покрыт тем пиаром (и последующим вирусным трафиком), который эти пираты создадут автору и его проекту…

Разумеется, это не является конкретной рекомендацией. Это всего лишь пример. Решать в каждом конкретном случае нужно по обстоятельствам. Могу только сказать, что я против крайностей и не согласен с теми коммерсантами, которые утверждают, что в этой ситуации имеется какое-то универсальное решение, будь то “абсолютная открытость” продукта, или же его “суперзащита” с использованием всех возможных методов и средств. Думаю, что нужно просто руководствоваться обстоятельствами, чутьем, опытом, экспериментировать, и иметь в арсенале различные средства на все случаи.

Можно ли противостоять пиратам в интернет-бизнесе?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.