Спам непобедим?

Анекдот в тему:

«Дорогой Дедушка Мороз! Это письмо не спам, а реальная возможность заработать…«

спам непобедимНе так давно я решил на время отказаться от использования программы SpamFighter и ограничиться использованием фильтра, имеющегося в комплексе KIS (Kaspersky Internet Security).

Должен сказать, что разница в эффективности и удобстве использования почувствовалась сразу: Спам-фильтр KIS справляется, в лучшем случае, лишь с 60-70% спамового потока, пропуская почему-то совершенно очевидные образцы непрошенной рекламы. При этом обучение спам-фильтра, хотя и возможно, но крайне неудобно, поскольку каждый образец спама, указанный в процессе обучения, отправляется в лабораторию Касперского отдельным письмом, и, соответственно, зачем-то отображается в списке отправленных сообщений. И потому папка «отправленные» либо нуждается в периодической чистке, либо захламляется в течение пары-тройки недель до невообразимо жуткого состояния. Правда, SpamFighter, при обучении фильтра тоже требует соединения с Интернетом, но он хотя бы не оставляет следов в почтовых программах (жалобы на спам отправляются не через почтовый клиент, а каким-то образом прямиком на сервер, и, хотя такая связь с Интернетом, с точки зрения безопасности, тоже несколько «напрягает», если честно… но видимо без этого в наше время уже просто не обойтись: ведь загружают же наши антивирусники новые базы чуть ли не через каждые пол-часа…)

Как бы там ни было, скорее всего мне придется все же вернуться к «спам-файтеру» и оплатить годовую лицензию… 7 евроцентов в день за комфорт (и удовлетворение, которое неизбежно испытывает любой психически здоровый человек при виде того, что более 98% спама попадает прямиком в корзину) — не так уж и много, если подумать, хотя все равно «жаба давит», конечно… тем более, что все чаще меня посещают вот такие грустные мысли:

Будет ли когда-то спам побежден как явление? В ближайшее время скорее всего нет. Во всяком случае я в этом сильно сомневаюсь… Почему?

1. Прежде всего потому что этот большой бизнес для тех, кто его рассылает, и (что немаловажно!) для тех, кто с ним борется.

Если с рассыльщиками все понятно, то насчет борцов может быть кому-то это не совсем ясно, поэтому поясню свою мысль: Создание антиспамовых программ и сервисов, оказывающих услуги по борьбе с несанкционированной рекламой (в последнее время все эти сервисы являются коммерческими) — это такой же прибыльный бизнес, как и рассылка спама. И если спам исчезнет, как явление, то все эти борцы останутся без клиентов, и соответственно, без работы и денег. Поэтому они не менее рассыльщиков спама заинтересованы в том, чтобы спам, как явление, продолжал существовать. Они заинтересованы не в том, чтобы спам исчез, а в том, чтобы с ним бороться. Может быть это звучит кощунственно, но доктора всегда косвенно заинтересованы в том, чтобы существовали болезни… Тот же SpamFightrer, к примеру (речь о коммерческой версии) обходится клиенту около 25 евро в год. Тысяча клиентов приносит прибыль 25 тысяч евро в год, десять тысяч клиентов — 250 тысяч в год. Нет, можно, конечно, использовать бесплатную версию того же «спам-файтера», но далеко не все согласятся на присутствие рекламных дополнений к каждому своему письму: в ряде случаев, когда речь идет о деловой переписке, — это просто неэтично, несолидно, и кстати говоря, по сути, мало отличается от того же спама, потому что также является несанкционированной рекламой; представьте, к примеру, что вы ведете переписку с клиентом о поставке стеклопакетов, или компонентов для производства пива, но каждое ваше письмо заканчивается рекламой программы SpamFighter… Поэтому клиентов, предпочитающих использовать коммерческую версию, наверняка немало, и все они перестанут платить деньги, если спам исчезнет… Нет, я далек от мысли считать чужие деньги! Речь идет лишь о том, что едва ли получатели этих денег заинтересованы в том, чтобы этот денежный поток вдруг прекратился…

2. Еще одна причина «непобедимости» спама (во всяком случае — теми методами, которыми с ним борятся сейчас) заключается в том, что не существует стопроцентно эффективных методов технической борьбы со спамом.

Всегда остается вероятность, что используемый метод фильтрации отсеет полезное письмо (от заказчика, коллеги, потенциального клиента и т.д.) Поэтому любой пользователь любой, даже самой совершенной антиспамовой программы, как правило, время от времени заходит в папку, где складируется спам и пролистывает ее вручную, прежде чем окончательно удалить ненужные письма. Даже упомянутый выше SpamFighter, хотя и очень эффективен, но все же не дает стопроцентной гарантии. И поэтому значительная часть содержания спамовых посланий хотя бы на подсознательном уровне, но все равно остается где-то в голове получателей, что в ряде случаев вполне устраивает заказчиков спамовых рассылок.

По сути, единственным эффективным способом борьбы со спамом является законодательный путь: как толко спам по закону будет приравнен к воровству (чем он, по сути и является), и как только за него начнут преследовать и реально публично судить, — так это явление сразу же пойдет на убыль.

Конечно, как любое другое преступление, спам не исчезнет полностью, но он хотя бы перестанет быть столь массовым явлением, каким он является сейчас. До тех пор, пока спаммеры рекламируют себя открытым текстом и, ничуть не страшась, выкладывают свои телефоны для заказа «рекламы», — говорить о том, что ведется какая-то серьезная борьба со спамом просто наивно. Для того чтобы уменьшить поток массовых несанкционированных рассылок, нужно бороться не только с рассыльщиками, но и с заказчиками, причем с последними-то бороться проще: они по определению во многих случаях вынуждены выкладывать открытым тектом свои координаты (иначе какой смысл в рекламе?) Конечно, такой подход открывает немало возможностей для злоупотреблений — например, для сведения счетов или борьбы с конкурентами: ничто не мешает заказать спамовую рассылку рекламы от имени конкурирующей фирмы и с ее координатами… И все же если рассыльщики спама вынуждены будут тщательно «шифроваться» (что на фоне роста мошенничества в Интернете не прибавит им популярности — платить в наше время деньги анонимам в сети могут только безумцы), а заказчики спама будут понимать, что по опубликованной рекламе к ним может реально «нагрянуть» инспекция и завести уголовное дело по факту кражи чужих ресурсов в крупных масштабах, — то все это, на фоне презрительного отношения к спаму как к явлению (современное здравомыслящее интернет-сообщество от этого уже недалеко), может переломить ситуацию.

Если же ограничиваться одними только техническими методами, то можно с большой вероятностью предсказать, что рассыльщики спама в недалеком будущем сольются с борцами и будут представлять собой разные отделы одних и тех же организаций, — как, например, отдел закупки запчастей и отдел сбыта продукции на заводе. Впрочем, может быть так уже и есть? 🙂

Спам непобедим?: 3 комментария

  1. Уведомление: Узнайте тайну фаимлии | Приют Чеширского Кота

  2. Уведомление: Нигерийским спам | Приют Чеширского Кота

  3. Уведомление: Десять принципов параноика | Приют Чеширского Кота

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *