Реформа партнерской программы Youtube

Сегодня получил официальное письмо от сервиса Youtube по поводу изменения условий их партнерской программы, и последствий, касающихся одного их моих маленьких каналов, где я на протяжении последнего года тихо и мирно проводил личные эксперименты, пытаясь понять суть процесса «рекламной монетизации», оценить целесообразность этого «волшебного действа», и разобраться в общих тенденциях всего происходящего в этой области…

О грядущих изменениях условий партнерки Youtube предупреждал уже давно. Ничего хорошего для моего маленького экспериментального «семейного канальчика» от этих изменений не ожидалось, так что к такому повороту я был готов… Ну и вот, наконец, всё это, собственно, и состоялось… 🙂

реформации партнерской программы Youtube

Какие чувства я при этом испытал и что я об этом вообще думаю… По большому счету это была какая-то сложная смесь легкого разочарования с огромным облегчением.

Если у вас нет времени на просмотр этого ролика прямо сейчас, то возьмите его с собой:

Сканируйте рядом расположенный QR код с помощью любого гаджета, подключенного к интернету, для перехода на страницу видео в социальной сети.

изменения в партнерской программе Youtube

Чуточку подробнее в виде текстовой версии для тех, кто предпочитает читать:

В сервисе Yotube существует партнерская программа. Смысл ее заключается в том, что, заключив соответствующий договор с сервисом, пользователь (то есть видео-блогер) может дать согласие на размещение в своих видео-материалах чужой рекламы: рекламных баннеров или заставок, для того, чтобы получать за это вознаграждение. Вознаграждение происходит от рекламодателей, которые также заключают договор с Youtube о показе своей рекламы в роликах пользователей. Рекламодатели платят Youtube за размещение рекламы, видео-блогеры получают вознаграждение за показ рекламы, Youtube выступает посредником, на площадке которого и организуется весь этот балаган маркетинг.

Разумеется, возможность подзаработать на рекламе кажется весьма и весьма привлекательной для многих блогеров, особенно блогеров начинающих, и особенно по-началу, то есть до тех пор, пока человек не вник во все особенности… Многим кажется, что это легкий способ заработка, что это чуть ли не тот самый мифический «пассивный доход«, в поисках которого «алхимики от инфобизнеса» находятся на протяжении нескольких последних десятилетий… «Пассивный доход» в их понимании — это когда человеку нужно просто один раз что-то сделать, а затем всю оставшуюся жизнь «пожинать плоды»… ну то есть получать прибыль в виде всякого рода дивидендов… Концепция «пассивного дохода» часто связана с созданием всевозможных «гигантских баз подписчиков», которым якобы можно бесконечно долго «скармливать» различный инфо-хлам под видом товаров… Под эту категорию часто попадает и канал на YouTube, который, — как кажется по началу, — нужно «просто создать», чтобы затем «стричь дивиденды» с тех огромных толп поклонников, которые неизбежно туда хлынут…

Всё кажется просто и красиво… Однако, при первом же столкновении с реалиями такого заработка выясняется, что всё здесь не так просто, а если точнее — то очень и очень не просто.

Во-первых, канал далеко не каждого видео-блогера соответствует критериям, которые предъявляются к партнерскому каналу. Канал партнера должен обладать если не безупречной, то, как минимум, хорошей репутаций в сообществе, то есть не иметь регулярных претензий о нарушении авторских прав. Ну и кроме того, канал, претендующий на статус партнерского, должен иметь какую-то уж точно не нулевую популярность. Кстати именно это требование и было подвергнуто  ужесточению в последних реформах на Youtube: Теперь, то есть начиная с февраля 2018-го года, канал, претендующий на партнерский статус, должен иметь, как минимум, 1000 подписчиков и не менее 4000 часов суммарного просмотра за последний месяц. Не то, чтобы это какие-то заоблачные требования, но раньше эти условия были существенно менее жесткими.

Причины последних «реформаций» понятны:

Вокруг любых партнерских программ традиционно создается очень нездоровая атмосфера. Не знаю, как в других странах, но в России — эта атмосфера вокруг «партнерок» является не просто нездоровой, но как правило катастрофически и безнадежно нездоровой, причем традиции эти очень древние. Всевозможные «накрутки» показов и кликов, лайков и дизлайков, круговая порука в стиле «ты мне — я тебе», различные методы стимулирования зрителей кликнуть по рекламному баннеру, и всевозможные прочие ухищрения, разумеется, всегда удручали рекламодателей в любых партнерских программах, будь то древние и давно умершие системы активной рекламы, или сервис Google AdSense, частью которого, кстати, стал и партнерский бизнес на Youtube. Рекламодатели хотят платить не за «накрутки» показов своей рекламы, но за реальные показы. Им не нужны дутые цифры на счетчиках, им нужны реальные, или хотя бы потенциальные, но уж во всяком случае «живые» клиенты, а не «номинальные кликеры», покупные «смотрители» и прочие «мертвые души». Но наши ушлые соотечественники с пост-советского пространства всегда вносили в этот процесс изрядную долю «креатива», пытаясь всеми правдами и неправдами где-то что-то «накрутить и умножить».

Ну а поскольку природу обмануть нельзя, и закон сохранения массы (в том числе и денежной массы в замкнутой системе) еще пока никто не отменял, то все партнерские программы, подвергающиеся подобным «варварским набегам» со стороны пользователей, неизбежно приходят в упадок.

Какие-то партнерские программы пытаются защищаться репрессивными методами, то есть путем различных ужесточений и ограничений (именно это и произошло сейчас на Youtube)… и некоторым партнеркам за счет этого удается продержаться на плаву дольше, но в общем и целом все подобные системы деградируют. И этот факт подтверждают практически все известные блогеры, зарабатывающие на рекламе в Youtube: на протяжении нескольких последних лет данное явление приходит в упадок. Каналы раскручиваются, раздуваются до непомерных величин по числу подписчиков, усилия и затраты на раскрутку каналов  увеличиваются многократно, но арифметической прогрессии в увеличении заработков при этом не наблюдается. Удельный заработок снижается. И в интернете имеется множество видео-роликов с отчетами блогеров и конкретными цифрами.

Однако, вернемся к моим личным оценкам случившейся намедни «реформы». Почему всё произошедшее меня не столько печалит, сколько радует? Ведь в результате этих изменений мой небольшой экспериментальный канальчик, который хоть как-то монетизировался до сих пор, вылетел из этой системы и был отключен от партнерской программы. Другие мои каналы после этих изменений по сути лишены возможности монетизации даже в далекой перспективе… Чему тут радоваться казалось бы?

Причина радости очень проста: По моим наблюдениям за последние пару лет, подключение моего канала Youtube к партнерской программе нанесло ему в реальности намного больше вреда, чем пользы.

Появление чужой, настырной, и как правило не тематической рекламы в видео-ролике вызывает резко негативные эмоции у большинства зрителей. В лучшем случае, — то есть в том случае, когда зритель настолько заинтересован в просмотре материала, что готов терпеть рекламу в окне показа, — он, как правило (в 99.9% случаев) просто с раздражением закрывает рекламный баннер, за что владелец канала не получает ничего. В худшем случае, — когда содержание ролика увлекает зрителя не на все 100%, (а так оно часто и бывает) —  зритель, утомленный навязчивыми баннерами, просто покидает канал с очень негативным осадком, не досмотрев видео до конца.

Понятно, что партнерская прибыль от такого показа рекламы на своем канале ничтожно мала. Людей, которые реально «кликают» по рекламным баннерам, можно пересчитать по пальцам. И для того, чтобы получить от этих кликов (стоимость которых для партнера составляет сейчас пару-тройку центов), нужно иметь такой канал, который смотрят десятки и сотни тысяч человек в сутки. Только в этом случае прибыль от рекламы может быть хоть сколько-нибудь ощутимой.

Заработок на YoutubeЧтобы не быть голословным приведу несколько цифр из личного опыта. Экспериментальный канал моего маленького и абсолютно не коммерческого семейного блога с несколькими сотнями подписчиков, за весь последний год «заработал» на рекламе чуть больше пары долларов. Абсолютно уверен, что ущерб, который моему каналу нанесла реклама, значительно превышает эти копейки.

Понятно, что я не занимался абсолютно никакой «раскруткой» этого канала. Никаких агрессивных методов набора подписчиков и лайков не использовалось. Не было никаких вбросов и похождений по чужим форумам и группам в социальных сетях в поисках взаимовыгодного сотрудничества  для искусственного стимулирования набора подписчиков. Канал развивался совершенно естественным образом. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы оценить этот процесс именно с позиции «пассивного дохода», а не как бизнес-предприятие, где нужно «впахивать» с утра до вечера, создавать по два ролика в неделю, искать какие-то «супер-темы» для своих «видео-творений» и т.д. и т.п.

Более того, я даже искусственно снижал потенциальный доход на этом канале. Понимая ту неприязнь к рекламе, о которой я упоминал выше, я в последнее время освобождал первые несколько сотен подписчиков своих видео от рекламы, то есть подключал рекламу лишь после того, как ролики набирали 300-500 просмотров и пускались в «свободное плаванье». Некоторые ролики вообще не монетизировались по этическим или каким-то иным соображениям, несмотря на вполне приличное число просмотров (например, я никогда даже не пытался монетизировать ролик о мошеннике Тиме Вороне, чтобы никто не подумал, что этот сюжет создан с какой-то меркантильной целью…)  Но все равно, даже если бы я «выжал» из этого своего канала всё что можно, если бы я максимально усложнил жизнь своим подписчикам, и при этом «заработок» составил бы не 2-3, а «аж целых» 20-30 долларов, то и эти копейки абсолютно не окупают того ущерба, который был нанесен моему каналу такой монетизацией…

Но отключить рекламу полностью не позволяла та самая «жаба», которая нас всех давит…  🙂 Она (эта самая «жаба») постоянно шептала на ухо, что эксперимент еще не закончен, что просто нужно еще какое-то время подождать и понаблюдать… да и эти копейки в бюджете не помеха… это ж целая бутылка пива… 🙂 )

И поэтому сейчас, когда Youtube посчитал мои каналы «недостойными» (ну… то есть недостаточно раскрученными), и проблема решилась сама собой, я испытал то самое двойственное чувство, о котором говорил в начале: вроде бы как-то слегка обидно… Youtube типа в душу плюнул… посчитал мой канал «недостойным» и т.д. … Но с другой стороны — какое облегчение! Моя «жаба» больше не квакает о том, что на этом деле можно было бы заработать пару честных баксов на бутылочку пива, но зато мои подписчики могут смотреть теперь видео без всяких назойливых рекламных баннеров, и испытывают ко мне больше доверия, и не думают, что я пытаюсь на них что-то заработать.

В общем, думаю, что моим каналам это пойдет только на пользу…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.