Можно ли противостоять пиратам в интернет-бизнесе?

пиратский флаг

На эти мысли меня навела недавняя короткая дискуссия с одним продавцом программного обеспечения, который предложил купить у него новую программу — дополнение к разработке Александра Долгу BookBiz Master (BBM).

Book Biz MasterЕсли кто-то еще не в курсе, напомню, что этот весьма неплохой программный комплекс появился (если мне не изменяет память) примерно в начале 2000-х годов, просуществовал на рынке Рунета чуть меньше года, после чего был, так сказать, «снят с производства и обслуживания», к немалому удивлению и сожалению многих пользователей, которые уже успели купить этот продукт, и которые до сих пор (хотя уже и редко) используют его «на свой страх и риск», то есть с постоянным ожиданием того момента, когда он перестанет работать, или когда какие-нибудь хакеры найдут в нем критические уязвимости.

Понятно, что в такой ситуации пользоваться этим комплексом «на всю катушку» и «без оглядки» не разумно, нужно постепенно подыскивать что-то на замену, и по этой причине я решил от предложения упомянутого программиста отказаться…

Однако, всё это присказка, ну а речь в данной заметке совсем не об этом, но скорее:

об общем отношении к такому явлению, как пиратство в Интернете.

Каким образом это связано с программой BookBiz Master? Самым непосредственным. Дело в том, что основное назначение комплекса BBM заключалось в компиляции защищенных от взлома электронных книг и автоматизация их продаж.

Что такое пиратство в Интернете объяснять никому не нужно. Использование не лицензионного программного обеспечения — совершенно обычное явление в нашем регионе.

Владельцев лицензионных программ (начиная с операционной системы и заканчивая прикладными пакетами и мелкими утилитами) у нас можно буквально пересчитать по пальцам. Можно сказать, что использование пиратских программ — массовая традиция и всеобщая практика.

Производители программного обеспечения и правительственные структуры всех цивилизованных стран пытаются с этим явлением как-то бороться, но пока не слишком успешно, а на нашей территории — абсолютно безуспешно. Технические и административные методы слишком малоэффективны, взывания к справедливости и совести — порождают лишь недоумение, поскольку принятые у нас «понятия и критерии» слишком расходятся с представлениями остального мира…

Кстати, из области курьезов: единственное, что хоть как-то, «худо-бедно» работает на территории бывшего СССР — это наши нетрадиционно-специфические (и остальному миру обычно чуждые) представления о «крутизне»: в последнее время некоторые пользователи переходят на лицензионные версии ОС и даже покупают легальные прикладные программы (иногда очень не дешевые), из соображений престижа: это считается «круто» — продемонстрировать друзьям или коллегам висящую в рамочке лицензию на программу Photoshop… ну… или хотя бы Office

С информационной интеллектуальной собственностью дела обстоят еще хуже: стоит только кому-то создать какой-нибудь мало-мальски ценный коммерческий информационный продукт (будь то просто электронная книжка о методах ведения бизнеса, о построении сайта, или рисовании в графических редакторах, или же пресловутый и «массово поругаемый бизнес-пакет» (кстати до сих пор напрочь и по умолчанию лишенный системой WebMoney возможности иметь «потребительскую стоимость», на основании одного уже только названия — «пакет») — неважно, — любой сколько-нибудь ценный продукт при малейшей возможности тут же начинают перепродавать по мизерным ценам многочисленные пираты, и гоблины (которые по совместительству подрабатывают в той же системе WM «общественными стукачами» на добровольной основе). Или же этот продукт просто выкладывают в свободный доступ «борцы за всеобщее равенство и братство», руководствующиеся прославленным лозунгом «всё поделить!«

Многих авторов коммерческих инфопродуктов это сильно удручает, что легко понять: ну все же… человек старался, работал, вкладывал, можно сказать душу, или уж во всяком случае «тело» — время и силы, расчитывая, что созданный им инфопродукт заинтересует каких-то покупателей и в результате принесет ему не только моральное, но и материальное удовлетворение. Но уже через неделю все его труды полностью обесцениваются, потому что продукт его появляется на любой интернет-барахолке за копейки, а то и вовсе  «условно бесплатно», то есть за всякие «клики и рекламные просмотры»…

нарушение авторских прав в интернете

Бороться с пиратами административными методами (то есть писать жалобы провайдерам, подавать иски в суд и т.д.) у нас настолько хлопотно, что практически нереально. Поэтому остается одно — максимально защищать свои «нетленные творения» от нелегального использования. И именно эту задачу выполняет (точнее — выполнял) комплекс BBM, причем надо сказать, что справлялся он с этой функцией вполне удовлетворительно.

Конечно, стопроцентной защиты от чего бы то ни было не бывает и быть не может. Как сказал один известный персонаж из старого вмеми любимого кинофильма, «‘Ален ноа, ностра аллес!’, что означает, ежели один человек собрал, другой завсегда разобрать сможет». Однако, возможно создание такой защиты, взлом которой становится нецелесообразным, с точки зрения затрат, либо по каким-то иным причинам. И комплекс BBM с этой позиции данную проблему в большинстве случае вроде бы решал… Хотя, все ли так просто?

Конечно, нет! И дело в следующем.

Создание надежной и (как правило) многоступенчатой системы защиты неизбежно влечет за собой массу неудобств и ограничений как для автора, так и для легальных пользователей инфопродукта.

Например, читателя электронной книги, под предлогом борьбы с пиратством, как минимум, лишают возможности распечатывать, копировать фрагменты текста, производить скрин-шоты, менять размеры окна и шрифта, пользоваться клавиатурой и открывать другие программы во время чтения, хранить информацию в буфере обмена, и т.д. и т.п.

Кроме того, для запуска защищенной электронной книги клиент должен проделать множество манипуляций по получению ключа и совершению самого процесса активации. И далеко не всем клиентам эта задача кажется тривиальной. Ну а раздражает она уж точно всех, — даже тех, у кого не вызывает ни малейшего затруднения.

У автора также прибавляется проблем: приходится либо отправлять ключи активации в индивидуальном порядке, либо поддерживать на своих сайтах систему автоматизированной выдачи ключей (и Боже упаси, если она окажется недоступна какому-то клиенту в «час икс» по причине каких-то технических проблем).

К тому же, часть клиентов непременно и абсолютно гарантированно потеряет ключ после переустановки системы, а другая часть обязательно столкнется с проблемами при самой активации, — ну не всем же так легко даются новые программы и интерфейсы с кнопочками, даже если этих кнопочек там всего две!

Соответственно, все эти недовольства выливаются на автора, и ему приходится со этими проблемами разбираться.

Немного статистики для особо любопытных. За время подажи моей «Энциклопедии мошенничества» (она продавалась когда-то именно с использованием BBM) разошлось около четырех сотен экземпляров книги. Большая часть клиентов (это около 75%) смогла самостоятельно разобраться с процессом активации, но у осташихся 25% возникли проблемы «различной степени тяжести», в результате чего им понадобилась помощь. Двое из клиентов полностью отказались от активации, после нескольких безуспешных попыток, несмотря на уплаченные деньги! Что они после этого думают об авторе — неизвестно. Они просто «забросили это гнилое дело»… им надоело активировать! Из тех, кто все же «дошел до конца», около 30% клиентов, — независимо от того, столкнулись они с проблемами при активации, или нет, — высказывали недовольства в различной форме: некоторые жаловались на то, что такая защита «грузит систему», другие просто сетовали, что книгу нельзя распечатать и почитать «на сон грядущий». Не дошло разве что до претензий на WMID…

И с подобными проблемами сталкивается абсолютное большинство создателей коммерческий инфопродуктов, — о чем можно почитать на многих блогах российских коммерсантов и в их рассылках. Некоторые из них по этой причине полностью отказываются от какой бы то ни было защиты, предпочитая распространять свои произведения в открытом виде (например, в незащищенном формате PDF).

С другой стороны, имеются и обратные прецеденты. Например известный предприниматель, программист и создатель самых популярных в Рунете бизнес-скриптов Вадим Ласто когда-то распространял все свои продукты в свободном формате, — с открытыми кодами и без лицензий. Сейчас все больше и больше его продуктов кодируются и привязываются к чему-либо (как правило к домену, или компьютеру пользователя), что требует прохождения процедуры получения кода и активации. И видимо у него есть для этого причины…

Так как же все таки поступать правильно?
Думаю, что единого решения здесь нет и быть не может. Обе крайности, — как это часто бывает, — являются ошибочными. Все зависит от того, что за продукт создан, и на какую аудиторию он расчитан.

Например, можно сказать, что скрипты Ласто расчитаны все же на аудиторию с достаточно высоким интеллектуальным уровнем. И большая часть этой аудитории способна без особого труда пройти процедуру регистрации. (Если они не смогут даже этого, то скорее всего пользоваться скриптами они также не смогут). Поэтому вполне резонным кажется умеренная защита этих скриптов от массового распространения пиратами: ни автору, ни клиентам это не создает слишком много проблем.

Другое дело, если речь идет о какой-нибудь электронной брошюрке, не отличающейся по оригинальности содержания (не плагиат, конечно, но просто общедоступная информация, изложенная с авторской позиции и по этой причине претендующая на какую-то (разумеется не слишком высокую) коммерческую ценность. Закрывать ее с помощью многоступенчатой системы защиты будет очень хлопотно: бОльшая часть потенциальных клиентов столкнуться с проблемами при активации (просто потому, что эта категория пользователей совершенно неопытна и сталкивается с проблемами в любом месте, где только можно вообще споткнуться), и с ними придется активно взаимодействовать, чтобы эту проблему решить. Учитывая, что число клиентов может быть большим, а стоимость продукта — низкой, возникает вопрос — столит ли игра свеч? И не проще ли действительно распространять такую брошюру (как предпочитают многие коммерсанты) в открытом виде, снабдив ее вместо «супер-пупер защиты», например, обещанием о продолжении, о бонусах для легальных покупателей, или какими-то подобными «заманухами», которые делают подобный продукт привлекательным не сам по себе, но лишь в руках автора?

Кроме того, если снабдить такой продукт еще и хорошей рекламой, то при его невысокой цене реальный ущерб от пиратов (в виде недополученной прибыли) скорее всего будет с лихвой покрыт тем пиаром (и последующим вирусным трафиком), который эти пираты создадут автору и его проекту…

Разумеется, это не является конкретной рекомендацией…, это всего лишь пример. Решать в каждом конкретном случае нужно по обстоятельствам. Могу только сказать, что я против крайностей и не согласен с теми коммерсантами, которые утверждают, что в этой ситуации имеется какое-то универсальное решение, будь то «абсолютная открытость» продукта, или же его «суперзащита» с использованием всех возможных методов и средств. Думаю, что нужно просто руководствоваться обстоятельствами, чутьем, опытом… может быть экспериментировать, и иметь в арсенале различные средства на все случаи…

Можно ли противостоять пиратам в интернет-бизнесе?: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.