Десять принципов параноика…

паранойяНесколько сайтов и блогов недавно опубликовали забавный с моей точки зрения материал, который называется «10 способов распознать мошенничество в Интернете«…

Мне не удалось со стопроцентной вероятностью вычислить первоисточник этой «супер-актуальной» информации (по некоторым данным — это портал ruformator.ru, хотя имеются и другие данные), но дело в общем-то даже не в этом, а в том, что если не большинство, то уж добрая половина этих советов у человека психически нормального не могут вызвать ничего, кроме улыбки… Я назвал для себя эту статью «10 принципов параноика».

Пожалуй, прокомментирую в этой заметке некоторые из наиболее ярких «перлов» сей «инструкции для блондинок»:

Номер 2. Не без рационального зерна, но все же, по большому счету — бред:

«2. Опечатки или орфографические ошибки
Несмотря на то, что авторы мошеннических писем хорошо освоили приемы обмана, им, как правило, тяжело дается орфография. В таких письмах часто встречаются ошибки и опечатки. Если письмо выглядит подозрительно с точки зрения грамматики, наверняка это подделка».

Весьма и весьма сомнительное утверждение.

Как обстоят дела в реальности? Дело в том, что абсолютно грамотных людей не бывает… и дать здесь какой-то точный критерий того, какое количество опечаток или орфографических ошибок является «признаком лохотрона» практически невозможно. Ваш покорный слуга — человек сравнительно грамотный, поскольку долгое время занимался профессиональными переводами и книгоиздательской деятельностью, но и мои тексты содержат порой немало ошибок и опечаток, особенно если речь идет о каких-то экспромтах в рассылках, или блоговых заметках. По роду деятельности мне часто приходилось сталкиваться с профессиональными редакторами (то есть специалистами по русской грамматике), и можете мне поверить — у каждого из них имеются свои слабые места (типичные «любимые» ошибки)… Они, конечно, грамотнее всех нас, но тем не менее, как говорится, «и на старуху бывает проруха».

Разумеется, если полученное письмо написано на «падонкафскам изыке», то скорее всего оно не может содержать какую-то реальную деловую информацию (хотя и это не стопроцентный критерий), но в любом случае утверждать, что ошибки и опечатки однозначно свидетельствуют о злобности намерений отправителя, да еще в наше-то время всеобщей безграмотности, — это большой перебор!

Однако, едем дальше…

Автор заметки пишет:

«3. Ссылки в электронной почте
В тексте деловых электронных писем очень редко размещают ссылки на веб-сайты. Почти всегда такие ссылки ведут на поддельные или зараженные веб-ресурсы. Письмо с ссылками можно смело отправлять в корзину.»

Это, скажу я вам, уже полный и абсолютный бред!

Все мои деловые письма содержат, как минимум, ссылку на сайт в подписи, а в большинстве случаев также и целые «россыпи» иллюстративных ссылок по тексту (страницы с аннотациями изданий, блоговые заметки по теме, ссылки на страницы для скачивания образцов и т.д. и т.п.) И значит, если следовать рекомендации автора, то все мои письма должны отправляться в корзину…

Давать ссылки в электронной почте — абсолютно нормальная практика. Другое дело, что к ссылкам в письмах, пришедших из непроверенных источников желательно относиться аккуратно, не помешает ознакомиться с реальным адресом перехода, прежде чем «кликать»… Но в любом случае, утверждение о том, что гиперссылки в письме — это причина для отправки письма в корзину — это бред параноика, которому лучше уж тогда вообще не иметь электронной почты, а еще лучше и компьютера…

Но рассмотрим еще один «перл логического мышления параноика»:

«7. Электронные письма без слов
Пустые электронные письма, которые иногда приходят пользователям, на самом деле представляют собой изображения, щелкнув по которым пользователь попадает на сайт-обманку или на зараженный веб-ресурс. Такие письма лучше всего просто игнорировать».

По большому счету, рекомендация кажется на первый взгляд не лишенной смысла… Однако, хочется заметить следующее: Для того, чтобы увидеть, что письмо пустое, нужно его, как минимум открыть… Если при этом происходит автоматический переход на сайт злоумышленника, то тут уже, как говорится, «поздно пить Боржоми», ну а если автоматического перехода не происходит, то как можно перейти по невидимой ссылке? Автор сей рекомендации, похоже бредит… ну или просто очень невнятно выражает мысль.

Остальные критерии, указываемые в этой статье, хотя и верны по сути, но все же либо банальны, либо неверно классифицируются. Например, что можно сказать о таких критериях, как:

  • Просьбы о предоставлении личной информации
  • «Исследование рынка» с просьбой предоставить информацию личного характера
  • Советы по инвестициям от случайных людей или компаний
  • Приветствия общего характера

Подобного рода «бесценные» советы я бы назвал «переливанием из пустого в порожнее» и напоминают они разве что ответ студента-троечника на экзамене: он вроде как бы что-то знает, но маловато, а говорить о чем-то нужно… вот и «перетирает» одно и то же разными словами по несколько кругов. Да и вообще, неужели в наше время еще есть люди, готовые предоставить личную информацию незнакомцу по его просьбе, полученной в первом же спамовом e-mail… или такие, кто готовы прислушиваться к советам незнакомцев в области личных финансовых инвестиций…

Здесь работает общее и намного более надежное правило: любая, абсолютно любая информация, полученная со спамом, должна отправляться в мусорную корзину, независимо от ее содержания. То есть с содержанием спама просто не нужно знакомиться вообще: и время с нервами сбережете, и опасности себя не подвергнете. Спам — это воровоство, и рассылают спам, соответственно, воры… так зачем интересоваться тем, что нам предлагают воры? Что может быть хорошего в их предложениях? Если ваш антиспамовый фильтр упорно «тупит» и, несмотря на ваши старания по его обучению (а обучаются они сейчас практически все), пропускает больше 10% спама, то смените его. Вот и все решение проблемы. Те спамовые письма (2-5% — это нормально), которые все же попадают в ваше поле зрения, тупо и безжалостно отправляйте в корзину, не вникая в содержание, и, как говорится, будет вам счастье…

Ну а письма от коллег, потенциальных клиентов и друзей обязательно читайте, независимо от количества грамматических ошибок и наличия гиперссылок, хотя, конечно, бдительность терять не стоит, особенно когда речь идет о приложениях и гиперссылках, но параноиком становиться тоже не нужно…

Если вас как-то обманули с отправкой платной СМС, и «нагрели» на несколько десятков или сотен рублей, то это еще вовсе не значит, что все товары или услуги, оплачиваемые этим способом — обман и мошенничество. Это значит, что вам просто нужно научиться различать — где обман, а где честный бизнес. Если вы как-то раз перешли по ссылке в спаме и подцепили вирус, то это еще не значит, что впредь никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя переходить по ссылкам в электронной почте. Это значит, что вам нужно научиться определять — что скрывается за ссылками и пользоваться своими знаниями, в случае сомнений. Если коллега или потенциальный клиент не настолько грамотен, как вы, и вы видите ошибки в его текстах, то это еще вовсе не значит, что он собирается вас обмануть…

Людей, которые дают рассмотренные выше советы, конечно, отчасти можно понять. Мошенничество в Интернете в последнее время действительно принимает порой очень серьезный размах. Но все же мое глубокое убеждение состоит в том, что бороться с паразитами путем уничтожения того, на ком (или на чем) они паразитируют — это не совсем правильный метод…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.